Меню сайта

Информация о реализуемых ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт

                                            дошкольного образования

 

  

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

     Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

     Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.

      Уровень образования - завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

     Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».

Уровень ДО – особенный:

1) необязательность уровня ДО в РФ

2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.

     Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.

     Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

     Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.

     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении
    в действие федеральных государственных требований
    к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

  • от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3.      Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года

     Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

     Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.

   

     Структура документа (ФГОС ДО):

  1. Общие положения

  2. Требования к структуре ООП ДО

  3. Требования к условиям реализации ООП ДО:

  • к психолого-педагогическим условиям

  • к развивающей предметно-пространственной среде

  • к кадровым условиям

  • к материально-техническим условиям

  • к финансовым условиям

  1. Требования к результатам освоения ООП ДО

   Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.  В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

     Основные принципы стандарта:

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

  3. Уважение личности ребёнка

  4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной
    и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Основные принципы ДО:

  1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития

  2. Индивидуализация дошкольного образования

  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

  5. Сотрудничество  Организации  с семьёй

  6. Приобщение детей к социокультурным нормамтрадициям семьи, общества и государства

  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

  8. Соответствие условий, требований, методов возрасту
    и особенностям развития детей (возрастная адекватность)

  9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей

 

     Цели стандарта:

  • Повышение социального статуса ДО

  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

  • Обеспечение государственных гарантий уровня
    и качества
     образования на основе единства обязательных требований

  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

 

     Задачи Стандарта:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
    в том числе их эмоционального благополучия

  2. Обеспечение равных возможностей  для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических  и других особенностей (в том числе ОВЗ)

  3. Обеспечение преемственности ООП  ДО и НОО

  4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

  5. Объединение обучения и воспитания  в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

  6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

  7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

  8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

  9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
    и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

 

     Содержание Программы должно охватывать следующие определенные образовательные области (направления развития и образования детей)

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

     Личностное развитие проходит через все 5 образовательных областей. В ФГТ это было 4 направления развития детей.

    

Социально-коммуникативное развитие

   Основная цель -  позитивная социализация детей дошкольного возраста,  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства

Основные задачи:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе…

  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции…

  • Развитие социального и эмоционального интеллекта…

  • Формирование готовности к совместной деятельности

  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации

  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления реализации ОО «С-К развитие»

  • Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей;

  • Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе;

  • Трудовое воспитание;

  • Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

 

Познавательное развитие

    Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Основные задачи:

  • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации

  • Формирование познавательных действий, становление сознания

  • Развитие воображения и творческой активности

  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира

 

Речевое развитие

     Основная цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основные задачи:

  • Овладение речью как средством общения и культуры

  • Обогащение активного словаря

  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

  • Развитие речевого творчества

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы

  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации

  1. Развитие словаря

  2. Развитие звуковой культуры речи

  3. Формирование грамматического строя

  4. Развитие связной речи

  5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

  6. Воспитание любви и интереса к художественному слову

Средства развития речи

  • Общение взрослых и детей

  • Культурная языковая среда

  • Обучение родной речи на занятиях

  • Художественная литература

  • Изобразительное искусство, музыка, театр

  • Занятия по другим разделам программы

 

Художественно-эстетическое развитие

Основные задачи:

  • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

  • Становление эстетического отношения к окружающему миру

  • Формирование элементарных представлений о видах искусства

  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

 

Физическое развитие

Основная цель:

  • гармоничное физическое развитие

  •  формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой

  •  формирование основ здорового образа жизни

 

Основные задачи (оздоровительные, воспитательные, развивающие):

  • Приобретение опыта в двигательной деятельности…

  • Развитие физических качеств…

  • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

  • Правильное выполнение основных движений

  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

  • Овладение подвижными играми с правилами

  • Становление целенаправленности и саморегуляции
    в двигательной сфере

  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами …

 

Направления физического развития:

  1. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

  • связанной с выполнением упражнений

  • направленной на развитие таких физических качеств как
      координация и гибкость

  • способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы
      организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

  • связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

  1. Становление целенаправленности  и саморегуляции  в двигательной сфере

  2. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

     Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

     В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей  в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

     Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% ( сравнить с ФГТ).

     Программа включает три основных раздела:  целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

 

Целевой раздел включает в себя:

  • пояснительную записку

  • планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы

 

В пояснительной записке отражены:

  • Цели и задачи реализации Программы

  • Принципы и подходы к формированию Программы

  • Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

     Планируемые результаты конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учётом:

  •   возрастных  возможностей и индивидуальных различий детей

  •   особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов

 

Содержательный раздел включает:

  •   описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП
    и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ

  •   описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

  •   описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

  •   особенности образовательной деятельности разных видов
    и культурных практик

  •   способы и направления поддержки детской инициативы

  •   особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

  •   иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов

 

     Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений

  •   Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно

  •   Учитывает образовательные потребности, интересы  и мотивы  детей,  членов их семей и педагогов  и может быть ориентирована  на:

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий

  • выбор тех парциальных программ и форм организации работы
    с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

  • сложившиеся традиции ДОО (группы)

 

Условия реализации программы:

  • к психолого-педагогическим условиям

  • к развивающей предметно-пространственной среде

  • к кадровым условиям

  • к материально-техническим условиям

  • к финансовым условиям

 

     Перечисленные условия обеспечивают полноценное развитие детей во всех образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

 

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ОП ДО

 

     Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей
    (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития

  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности

  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

  • Защита детей от всех форм физического и психического насилия

  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

 

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.