ДОСТУПНАЯ СРЕДА
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политики Российской Федерации "Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов…"
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1. Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2. Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3. Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
В МДОУ "Детский сад № 52" созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями: тяжелыми нарушениями речи (ТНР), С данными категориями детей работают квалифицированные специалисты:
- педагог-психолог
- учитель-логопед
- воспитатели
- муз. руководитель
- инструктор по физкультуре
- медсестра.
Образовательная деятельность с такими воспитанниками осуществляется по адаптированной образовательной программе (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая представляет собой коррекционно-развивающую образовательную программу ДОУ, учитывающую потребности детей с особыми возможностями здоровья, а именно с нарушениями речи.
АОП предусмотрено создание и оснащение предметно-пространственной развивающей среды в группах, логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, других помещениях ДОУ, которые, в свою очередь, обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Информация МДОУ детский сад № 52 о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
Специально оборудованных учебных кабинетов |
Для детей инвалидов – не предусмотрено. Для детей с ОВЗ (ТНР): Групповые комнаты, залы, учебные кабинеты оборудованы и приспособлены для использования детьми с тяжелыми нарушениями речи. В наличии: 2 кабинета специалистов оборудованных для работы учителя-логопеда и педагога-психолога. В группах для детей, имеющих тяжелые нарушения речи центры речевого развития укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями и играми. Дети с ТНР наравне с воспитанниками групп имеют возможность для дополнительного образования в специально оборудованных кабинетах. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Для детей инвалидов – не предусмотрено. Для детей с ОВЗ (ТНР): Все групповые помещения приспособлены для проведения практических занятий с воспитанниками в том числе с ТНР, они обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ учебные зоны, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МДОУ. В группах организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей, в том числе уголки уединения. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Развивающая предметно – пространственная среда групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы, развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, дидактическим материалам. |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Отсутствуют. Образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых помещениях, кабинетах специалистов и доступна для использования всеми участниками образовательных отношений, в том числе для детей с ТНР. В каждом групповом помещении оборудованы детские книжные центры, где книжные издания находятся на уровне ребенка. Книжные центры приспособлены для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья (детьми с ТНР). |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Для детей инвалидов – не предусмотрено. В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В здании детского сада оборудованы 1 музыкально – физкультурный зал и зал ЛФК, в которых проводятся утренняя гимнастика, образовательная деятельность, физкультурнные досуги, праздники и развлечения. В залах имеется стандартное оборудование и детский спортивный инвентарь, который подходит для занятий с лицами с ограниченными возможностями здоровья (дети с ТНР). В каждой группе оборудованы физкультурные центры, способствующие развитию основных физических навыков, профилактики двигательных нарушений, плоскостопия и т.д. На территории детского сада оборудованы 2 спортивные площадки, которые укомплектованы спортивным оборудованием и могут использоваться для лиц с ограниченными возможностями здоровья (дети с ТНР). |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Для детей инвалидов – не предусмотрено. Для детей с ОВЗ (дети с ТНР): Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач в оптимальных условиях. Средства обучения подразделяются на следующие виды: -печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.) -аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях). -наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски). -демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды). -спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.). |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: |
Частично обеспечено. |
Специальные условия питания: |
Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. Детский сад организовывает питание воспитанников самостоятельно. Поставщик продуктов питания ИП Хрящев В.А. Предусмотрено 4-х разовое питание. Перспективное 10-ти дневное меню, разработанное в детском саду, отвечает всем гигиеническим требованиям. Для воспитанников с дерматитом, вызванной пищей на основании справки и рекомендаций лечащего врача (врача аллерголога, педиатра и т.д.) составляется индивидуальное меню (меню замена исходя из характера пищевой непереносимости). В меню-замена продукты заменяются на адекватные по пищевой ценности и калорийности. |
Специальные условия охраны здоровья: |
Охрана здоровья детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с теми же нормативными документами и регламентами, что и охрана здоровья воспитанников групп общеразвивающей направленности. Согласно ч.2. ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация охраны здоровья (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. В ДОУ имеется медицинский кабинет. Оказание первой доврачебной помощи осуществляет штатная старшая медицинская сестра. |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: |
Не предусмотрено. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: |
Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам в детском саду не предусмотрен. Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. |
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: |
Для детей инвалидов – не предусмотрено. Для детей с ОВЗ (ТНР): В ДОУ есть специальные средства обучения, развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы для игры с песком и водой, оборудование для сенсорного развития, ориентировки в пространстве, развития конструктивных и моторных навыков, интеллектуального развития, медиатека и т.д. Специальные средства обучения приспособлены для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья (детьми с ТНР). |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
Не предусмотрено. |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Отсутствуют. |
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (МДОУ "Детский сад №52")")